19.05.2016
Автор
Рабочая группа по продвижению экономических интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции

Экономическое сообщество АСЕАН

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была основана в 1967 году в качестве региональной интеграционной структуры, состоящей из шести государств Юго-Восточной Азии – Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Во второй половине 1990-х годов в состав организации вошли новые участники - Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Объединив 10 стран Юго-Восточной Азии с населением около 623 млн. человек (8,6% мирового населения), АСЕАН стала одной из наиболее перспективных интеграционных группировок настоящего времени с общим ВВП в 2,6 трлн. долл. США (2014 г.) или около 3% от мирового ВВП.

Интеграционная стратегия стран АСЕАН в долгосрочной перспективе нацелена на превращение региона в единое социально-экономическое пространство, основанное на трех «столпах» - Сообществе политики и безопасности, Экономическом сообществе и Социо-гуманитарном сообществе.

В 2015 году государства-члены объявили о создании Экономического сообщества АСЕАН, целью которого является формирование третьего по численности населения рынка и седьмой по совокупному ВВП экономики в мире. Усилия стран-участниц направлены на формирование конкурентоспособного интеграционного объединения с единым рынком и производственной базой, идущего по пути устойчивого развития, тесной интеграции в мировую экономику и глобальные цепочки создания стоимости. Конкретные шаги по продвижению к заявленным целям включают создание благоприятного делового климата, введение единых региональных технических стандартов и регламентов, проведение скоординированной конкурентной политики, защиту прав интеллектуальной собственности и потребительских прав, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, инноваций и человеческих ресурсов.

На внешнеэкономическом направлении предполагается, что страны будут придерживаться согласованного и последовательного экономического курса, одним из приоритетов которого является создание зон свободной торговли с другими государствами. В настоящее время АСЕАН подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Идет экспертное обсуждение возможного начала переговоров о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

Кроме того, Бруней, Сингапур, Малайзия и Вьетнам являются сторонами Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). О своем желании присоединиться к нему также объявили Филиппины, Индонезия и Таиланд. Другой масштабный региональный проект, в котором АСЕАН выступает в качестве единого участника - это формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), проекта, активно продвигаемого Китаем, и находящегося на этапе завершения переговоров.

Институциональная организация и механизм принятия решений

Особенность АСЕАН как интеграционной группировки заключается в отсутствии развитой институциональной организации. Вся деятельность внутри АСЕАН основана на примате национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела. В связи с этим в ассоциации отсутствуют наднациональные институты. Все политические решения принимаются на Саммитах глав государств-членов АСЕАН и в рамках министерских совещаний и консультаций. Техническим обеспечением, координацией и мониторингом деятельности занимается Секретариат АСЕАН, расположенный в Джакарте (Индонезия).

Сам механизм принятия решений также отражает упомянутые принципы и даже получил особое наименование – «ASEAN Way». По каждому вопросу проводятся тщательные консультации, длительные обсуждения, а решения принимаются медленно и поэтапно и только в случае достижения консенсуса. При этом любое из государств может воспользоваться принципом «ASEAN-X», который подразумевает, что, в целом поддерживая какую-либо из инициатив, страна может отложить ее реализацию на неопределенное время. К примеру, этот механизм задействован в процессе введения в действие программы самостоятельной сертификации экспортеров и системы «единого окна АСЕАН», запущенных в форме пилотных проектов лишь в отдельных государствах-участниках.

В АСЕАН фактически отсутствуют механизмы контроля и принуждения к выполнению взятых на себя обязательств. Это приводит к задержкам и отставаниям в графиках проведения намеченных мероприятий, к примеру, в работе по сокращению нетарифных барьеров в торговле или сроках запуска систем электронного документооборота.

В целом, несмотря на упомянутые ограничения, странами уже достигнуты определенные успехи на пути интеграции, что и отражено в объявлении о создании Экономического сообщества АСЕАН. При этом отсутствие единого договора о формировании Экономического сообщества хорошо демонстрирует отсутствие четко регламентированных интеграционных процедур в АСЕАН в отличие от Европейского союза или Евразийского экономического союза.

Экономическое Сообщество: достижения и перспективы

Торговля товарами

Значительные успехи достигнуты в отношении снижения таможенных пошлин при торговле внутри АСЕАН. Импортные тарифы в шести странах АСЕАН – Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах уже обнулены по отношению друг к другу на 99% товарных позиций (100% в Сингапуре). В то же время в Малайзии сохраняются импортные пошлины на рис (20%), табачную продукцию и ее заменители (5%), алкогольную продукцию. В Индонезии – на рис (25%), сахар (5-10%) и алкогольную продукцию. На Филиппинах – на некоторые виды мясной продукции (5%), посевной рис (35%) и сахар (5%). 5% импортная пошлина во всех этих странах сохраняется на свежие цветы, необжаренный кофе и мякоть кокосового ореха.

Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма обнулили тарифные пошлины примерно на 90% товаров. На остальные позиции пошлины должны быть снижены до нуля к 2018 году с некоторыми исключениями.

Преференциальный тарифный режим предоставляется товарам, полностью или частично произведенным на территории стран АСЕАН. В последнем случае региональная добавленная стоимость продукции должна быть не менее 40% и может рассчитываться двумя способами - прямым и косвенным.

Прямой способ: Сумма стоимости происходящих материалов, частей и товаров CIF, прямых затрат на труд (зарплата, вознаграждения и иные выплаты, непосредственно связанные с производственным процессом), накладных расходов, иных издержек и прибыли деленная на стоимость FOB и умноженная на 100%.

Косвенный способ: Разница стоимости FOB и стоимости произведенных за пределами Ассоциации материалов, частей, товаров деленная на стоимость FOB и умноженная на 100%.

Накладные расходы включают издержки на аренду, страхование, ремонт, техническое содержание и амортизацию недвижимого имущества, занятого в производстве, налоги на имущество, аренду оборудования и проценты по кредитам, обеспечение безопасности объекта, страхование оборудования и материалов, расходы на электроэнергию, воду, научные исследования, инженерные изыскания, дизайн, лицензионные взносы и оплату авторских прав, контроль и тестирование товаров и материалов, хранение и транспортировку по фабрике, таможенные пошлины и портовые сборы, налог на импорт налогооблагаемых компонентов.

Стоимость непроисходящих материалов и компонентов рассчитывается по CIF на момент импорта, если он может быть подтвержден, либо указывается наиболее ранняя подтверждаемая цена, зафиксированная в стране АСЕАН, где будет проводиться производственный процесс.

Если при переработке материалов и сырья не происходит изменения категории товара в товарной номенклатуре на четырех знаках, то стоимость материалов, произведенных за пределами АСЕАН, не должна превышать 10% от стоимости FOB.

В случае использования для создания конечной продукции товаров, произведенных в другом государстве АСЕАН, конечная продукция считается происходящей из страны конечной обработки.

Странами были взяты на себя обязательства по снижению и устранению нетарифных барьеров на внутреннюю торговлю, однако прогресс на этом направлении остается минимальным. По данным UNCTAD и Института экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (ERIA) в странах АСЕАН действует около 4000 нетарифных барьеров, из них примерно 1500 относятся к категории санитарных и фитосанитарных мер.

В целях стимулирования внутренней торговли предпринимаются усилия по упрощению в странах-участницах таможенных процедур. В частности, была составлена общая товарная номенклатура АСЕАН, основанная на гармонизированной номенклатуре Всемирной таможенной организации. Также создается единый информационный портал – торговый репозитарий АСЕАН (ASEAN Trade Repositary), к которому будут подключены национальные репозитарии каждой из стран, содержащие электронные версии всех документов и правовых актов, связанных с торговлей и таможенными процедурами (на настоящий момент полностью завершено формирование национальных репозитариев Индонезии, Малайзии, Лаоса и Таиланда).

Другая актуальная инициатива касается создания единого таможенного «окна» АСЕАН (ASEAN Single Window). В рамках проекта все национальные системы «одного окна» будут объединены в единую сеть обмена таможенной информацией. Так, например, пройдя таможенные процедуры по ввозу товара в одну из стран Ассоциации, импортеру не придется проходить аналогичные процедуры при дальнейшей транспортировке того же груза в другое государство блока – вся необходимая информация будет храниться в региональной базе данных. Аналогичным образом, трейдеры и таможенные брокеры, зарегистрированные в системе «единого окна» АСЕАН, будут добавлены в базу всех десяти стран. На данном этапе Малайзия, Таиланд, Вьетнам и Индонезия уже тестируют систему. Остальные участники присоединятся к программе после 2016 года.

Страны-участницы также приняли единую форму сертификата о происхождении товара (Form D). Постепенно вводится механизм самостоятельной сертификации. По этой схеме сертифицированные экспортеры могут декларировать соответствие правилам происхождения своих товаров непосредственно в счете-фактуре (инвойсе) без необходимости отдельно получать сертификат о происхождении. В тестовом режиме самостоятельная сертификация проводится в рамках пилотных проектов между Сингапуром, Брунеем, Малайзией, Таиландом, Камбоджей и Мьянмой, а также между Лаосом, Индонезией, Вьетнамом, Таиландом и Филиппинами.

Еще одно направление в работе по упрощению условий внутрирегиональной торговли включает в себя введение общих технических регламентов и подписание двусторонних соглашений об их взаимном признании между странами-участницами. В настоящее время были подписаны соглашения о взаимном признании стандартов на электронное и электрическое оборудование, медицинскую и косметическую продукцию. Готовятся соглашения о взаимном признании стандартов готовых продуктов питания, продукции автомобильной и строительной отраслей. Ведется работа в сфере гармонизации регламентов и стандартов сельскохозяйственной продукции и безопасности продуктов питания.

Меры, принимаемые странами АСЕАН по гармонизации и упрощению регуляторной торговой политики, ориентированы не только на стимулирование торговли внутри блока, но и на встраивании региона в международные производственные и логистические цепочки. Доля внутрирегиональной торговли товарами с 2007 по 2014 годы практически не изменилась, оставшись на уровне чуть больше 24% от общей стоимости, тогда как в абсолютных значениях товарооборот между странами АСЕАН увеличился в полтора раза (с 402 до 608 млрд.долл. США). Объемы торговли с третьими странами за тот же период возросли с 1,2 трлн. до 1,92 трлн. долл. США.

Доля Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы в торговле государств–членов Ассоциации с миром практически удвоилась (с 8% в 2007 до 15,2% в 2014). Причем объем экспорта из этих стран вырос в два раза сильнее, чем объем импорта (экспорт - с 5,9% (2007) до 13,3% (2014), импорт – с 9,2 до 13,3%), что демонстрирует большую значимость положительных эффектов от региональной интеграции для участников с невысоким уровнем экономического развития.

Приоритетные отрасли

В рамках формирования Экономического Сообщества АСЕАН государства-участники выделили 12 приоритетных отраслей. Их интеграция должна послужить примером и стимулировать аналогичные процессы в других секторах. В число приоритетных направлений вошли производство электроники, электронная торговля, медицина, лесная и автомобильная промышленность, производство каучука и продукции из него, текстильная промышленность, сельское хозяйство, рыбный промысел, авиаперевозки, туризм и логистика.

В каждой из приоритетных отраслей формируется более узкий список товаров и услуг, по которым ведется конкретная работа по созданию единых национальных стандартов, унификации требований к регистрационным и сертификационным документам, выявлению технических барьеров в торговле. Так, в сфере производства косметических средств больше не требуется обязательная предварительная регистрация до выхода продукции на рынок, достаточно простого уведомления в контрольные органы с последующим прохождением постпродажного контроля. Экспорт косметики из АСЕАН вырос с 3,5 млрд. долл. США в 2007 году до 7,9 млрд. долл. в 2014 году, аналогичные показатели и по импорту косметической продукции в АСЕАН.

Ведется разработка Общего технического досье АСЕАН для лекарственных средств, рынок которых в АСЕАН в 2014 г. оценивался примерно в 25 млрд. долл. США. В результате подобных инициатив предполагается, что произведенная и сертифицированная в одной из стран АСЕАН продукция может быть реализована на всем пространстве Сообщества без дополнительных проверок и уплаты таможенных пошлин.

Торговля услугами

Доля сектора услуг в экономиках стран АСЕАН занимает от 35% до 66% ВВП. Большую часть экспорта в 2013 году составили услуги в сфере путешествий (37,1%), иные деловые услуги (22,1%) и транспортные услуги (21,8%). Согласно Рамочному соглашению о торговле услугами, государства-члены АСЕАН последовательно снимают все ограничения по торговле и доступу к рынкам услуг для компаний друг друга и вводят запрет на принятие новых ограничительных мер. Обязательства по либерализации сферы услуг не выходят за рамки обязательств большинства стран о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в рамках ВТО.

Финансовые услуги

Наиболее содержательно проработана стратегия развития общего рынка финансовых услуг. В ее целях - создание интегрированной финансовой системы. Основные усилия при этом направлены на развитие рынка капитала, либерализацию рынка финансовых услуг и движения капиталов. В то время как конкретные действия остаются в ведении каждого из государств-участников, было сформулировано две инициативы по продвижению региональной интеграции банковского и страхового секторов. Первая подразумевает формирование системы Квалифицированных банков АСЕАН (Qualified ASEAN Banks), которые смогут действовать в других государствах-участниках на равных условиях с домашними банками. На данном этапе договоры о признании банков квалифицированными принимаются на двусторонней основе. К 2018 году у каждого государства из «большой пятерки АСЕАН» - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины - должно быть подписано хотя бы одно подобное соглашение с любым другим членом Ассоциации. К 2020 году к ним должны присоединиться остальные участники.

Инвестиции

Привлечение инвестиций – насущная потребность каждой из стран для поддержания своего экономического развития, а потому и приоритетная при обсуждении региональной повестки. В рамках АСЕАН достигнуто соглашение о постепенной либерализации всеми участниками инвестиций в пять основных секторов: сельское хозяйство, рыбная и лесная промышленность, разработка месторождений и обрабатывающая промышленность. Кроме того, в программных документах зафиксированы общие принципы и цели обеспечения открытого и свободного инвестиционного режима как по отношению к инвесторам из остальных членов АСЕАН, так и к инвесторам из третьих стран, внедрению передовых мировых практик по защите прав инвесторов и интеллектуальной собственности, сокращению количества секторов с ограничениями иностранного участия. При этом инвестиционная политика осуществляется каждой из стран независимо от других.

В числе общих тенденций странами были запущены институциональные реформы и введены поправки в законодательство, касающиеся иностранных инвестиций как из АСЕАН, так и из других государств. Практически в каждой из стран ограничения по инвестициям зафиксированы в национальном законодательстве в форме негативных списков (т.е. перечислены только сектора, где есть ограничения, во всех остальных государства берут обязательства ограничений не вводить), что делает процесс более прозрачным и предсказуемым. На 2014 год приток иностранных инвестиций в страны АСЕАН составил более 136 млрд. долл. США, увеличиваясь примерно на 15,7% ежегодно в течение последних семи лет и превысив объем инвестиций в Китай за тот же период. Основная часть иностранных инвестиций идет в обрабатывающую промышленность, оптово-розничные продажи, недвижимость и добывающую промышленность. Две трети инвестиций поступают из ЕС, самих стран АСЕАН, США и Гонконга. Крупнейшим региональным инвестором по статистике является Сингапур, однако большинство инвестиций государства на самом деле совершаются зарегистрированными там дочерними предприятиями иностранных компаний.

Генеральный план взаимосвязанности

Единая концепция, лежащая в основе Сообщества АСЕАН, сформулирована в Генеральном плане по взаимосвязанности («Master Plan on Connectivity») и подразумевает как региональную систему физической инфраструктуры, так и институты, механизмы региональной интеграции и межличностные контакты.

По различным подсчетам до 2025 года странам АСЕАН будет ежегодно требоваться около 110 млрд. долл. США для развития намеченных программ в сфере электроэнергетики, транспорта, системы водоснабжения и канализации, а также ИКТ.

Интегральной частью процесса формирования Экономического Сообщества АСЕАН является план по созданию региональной транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры.

Странами согласован проект единой системы электросетей, в которую входят как существующие, так и планируемые к строительству участки линий электропередачи. Интегрированная энергосистема позволит странам Ассоциации покрыть увеличивающиеся потребности в электроэнергии, которые по прогнозам Международного энергетического агентства к 2035 году возрастут на 80%, а также повысить энергетическую безопасность в регионе. Для осуществления этого плана странам придется инвестировать порядка 990 млрд. долл. США в совместные трансграничные проекты и в национальные энергетические отрасли.

Двумя другими крупными проектами являются сеть автомагистралей длиной 38 400 км, железнодорожная сеть Сингапур-Куньмин (Китай), связывающая Сингапур, Малайзию и страны остальные страны континентальной Юго-Восточной Азии с Китаем, а также проект Трансасеановского газопровода. Трансасеановский газопровод длиной 4 500 км потребует инвестиций в 7 млрд. долл. США. Сюда не включены расходы на оборудование пунктов регазификации, необходимые с учетом приоритета, отдаваемого использованию СПГ.

До 2020 года АСЕАН понадобится около 33 млрд. долл. США на развитие аэропортов. Наиболее крупные проекты по строительству новых и модернизации старых аэропортов реализуются в Индонезии (15 млрд. долл. США), на Филиппинах (строительство нового аэропорта в Маниле за 10 млрд. долл. США).

Среди проектов морской инфраструктуры крупнейшими являются планы по строительству порта Танджунг Приок (Индонезия) – 4 млрд. долл. США, Батаан и Давао Саса (Филиппины) – 18,5 млрд. и 422 млн. долл. США, Чабанг (Таиланд) – 3,8 млрд. долл. США.

Масштабные проекты в сфере телекоммуникаций включают, к примеру, планы по строительству 17 000 вышек в Мьянме и поставок соответствующего оборудования.

Подобные расходы невозможно покрыть исключительно государственными источниками финансирования. В этой связи государства-участники АСЕАН все активнее проводят политику по привлечению ПИИ.

Источники финансирования инфраструктурных проектов

Помимо государственного финансирования страны активно ищут альтернативные источники для покрытия расходов на инфраструктурное строительство. Ими выступают Всемирный банк и Азиатский банк развития. Кроме того, был сформирован Фонд инвестиционного сотрудничества Китай-АСЕАН с бюджетом в 10 млрд. долл. США, Инфраструктурный фонд АСЕАН (485 млн. долл. США). Ассоциация также рассчитывает получать финансирование от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

По оценкам Секретариата АСЕАН значительные средства можно привлечь из финансовых учреждений государств-участников, в частности, асеановского рынка долговых обязательств (1 трлн. долл. США), фондовых бирж стран АСЕАН (2 трлн. долл. США), банков стран АСЕАН (4,6 трлн. долл. США), страховых компаний (504 млрд. долл. США), пенсионных фондов стран АСЕАН (38 млрд. долл. США). При этом достаточно зрелые рынки капитала в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах открывают широкий доступ к различным финансовым инструментам.

Растет доля частных иностранных инвестиций в инфраструктуру, в 2014 году ПИИ в недвижимость и инфраструктуру составили 15% от общего объема вложений или 20,4 млрд. долл. США. На этом фоне увеличивается роль китайских компаний в инфраструктурном секторе как в качестве владельцев и инвесторов, так и в роли подрядчиков на выполнение проектов. По экспертным оценкам китайские компании вложат 50 млрд. долл. США в инфраструктурные проекты до 2017 года. Участие во многих проектах строительства и модернизации энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры принимают японские, корейские, американские и европейские корпорации.

Переход к государственно-частному партнерству (ГЧП) становится все более распространенной и поощряемой формой осуществления крупных, в том числе инфраструктурных, проектов на территории стран АСЕАН. В качестве инструментов по продвижению проектов ГЧП странами применяются меры фискальной поддержки, предоставляются бюджетные субсидии для покрытия рисков рентабельности социально значимых проектов, создаются целевые фонды и единые центры мониторинга и координации проектов ГЧП, обновляется соответствующее законодательство.

Развитие регионального бизнеса

Интеграция внутри АСЕАН постепенно приводит к формированию крупных региональных компаний и производственных цепочек.

ТНК

Все больше крупных мировых компаний наращивают свое присутствие в регионе, рассматривая АСЕАН в качестве единого рынка и учитывая при выборе направления деятельности конкурентные преимущества каждой из стран с целью формирования комплексных производственно-логистических цепочек в том числе для последующего выхода на рынки третьих стран.

Так, крупный инвестиционный и торговый конгломерат «Marubeni Corporation» (Япония) ведет свою деятельность в Камбодже, Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах (производство электроэнергии), в Мьянме (производство картона, доля в СЭЗ) и Индонезии (энергетическая инфраструктура). Компания «Hitachi» открыла дочернюю компанию «Hitachi Infrastructure Systems (Asia)» в Сингапуре, которая также занимается бизнесом инфраструктурных сетей в Таиланде, Индонезии, Камбодже и на Филиппинах.

Концерн «Coca-Cola» запустил производство в Мьянме и Камбодже. Компания «Volvo» (Швеция) объявила в 2014 году о расширении своей сети в Малайзии и дополнительных инвестициях в размере 23 млн. долл. США в течение последующих 3-5 лет. «Volkswagen» планирует построить завод стоимостью 140 млн. долл. США в Индонезии и вложить 1,29 млрд. долл. США в новое предприятие в Таиланде по производству энергоэффективных автомобилей. В сферу интересов крупных компаний все активней попадает асеановская «четверка» - Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма, которую отличает относительно низкая стоимость рабочей силы, наличие различных природных ресурсов и возможности выхода на рынки остальных стран Юго-Восточной Азии и Китая.

Региональные ТНК

Расслоение внутри АСЕАН по уровню экономического развития между странами приводит к тому, что крупные международные и региональные компании переносят производство в страны с более дешевой рабочей силой (в Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Индонезию) с последующей поставкой произведенной там продукции на рынки более развитых государств-участников. Так, компания «Nikon» перенесла производство деталей из Китая в Лаос, откуда затем экспортирует их на другие предприятия с более высокотехнологичным производством, расположенные в Таиланде. Таким образом, в регионе активно используются возможности создания трансграничных производственных цепочек.

Показательным примером успешного регионально ориентированного бизнеса может служить малайзийская авиационная компания «AirAsia». За десять лет из бывшего государственного предприятия с огромными долгами она превратилась в одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков и стала первой авиакомпанией «лоукостером» в Азии. 65 из 95 маршрутов авиакомпании лежат в Юго-Восточной Азии. У «AirAsia» 15 хабов в регионе, среди ее сотрудников представители различных стран АСЕАН, в ее планы входит создание дочерних компаний в других странах Юго-Восточной Азии помимо Малайзии. Авиакомпания активно выступает в качестве сторонника тесной региональной интеграции и таких инициатив, как «единое небо АСЕАН» и свобода движения трудовых ресурсов.

Филиппинская сеть ресторанов быстрого питания «Jolibee Foods Corporation» (JFC) начала свою деятельность с открытия кафе-мороженого в Маниле, а спустя 10 лет вошла в список 100 крупнейших компаний Филиппин с собственными ресторанами в Брунее, Сингапуре, Вьетнаме и Гонконге. Впоследствии JFC приобрела доли в нескольких сетях китайских фастфудов, азиатских и западных франшиз ресторанов быстрого питания. Цепь поставок JFC включает продукцию не только из Филиппин, но и других стран АСЕАН, к примеру, кофе импортируется из Вьетнама, специи - из Малайзии, Индонезии и Сингапура. По утверждению главы корпорации, региональная интеграция и либерализация движения товаров внутри АСЕАН позволяют компании строить эффективные цепочки создания ценности и предоставлять конечному потребителю качественную продукцию по доступны ценам.

Компания «Banyan Tree Holdings Limited», базирующаяся в Сингапуре, создала мировой бренд туристических курортов, спа, отелей и курортной недвижимости класса «luxury». Начав со строительства первого курорта на Пхукете (Таиланд), к настоящему моменту компания владеет отелями или предоставляет иные услуги в туристической сфере в 28 странах Восточной Азии, Ближнего Востока, Америки, и Африки.

Вьетнамская компания «Trung Nguyen Coffee Corporation» за 7 лет своей деятельности превратилась в крупнейшего производителя и экспортера кофе во Вьетнаме, создав собственный бренд «G7». Начав с расширения своей деятельности на Сингапур, сейчас компания экспортирует свой кофе в 60 стран мира.

Таиландская «Bangkok Dusit Medical Group» стала одной из крупнейших частных медицинских компаний в Юго-Восточной Азии, с филиалами по всему Таиланду, в Камбодже и Лаосе, а также предлагающей медицинские услуги для международных клиентов.

Расширяют свои сети и асеановские банки. Крупнейший в регионе «DBS Group Holdings» (Сингапур) имеет свои офисы во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Мьянме, Таиланде, на Филиппинах, в Китае и Японии, в ОАЭ, Великобритании, США и других странах мира. Крупнейший в Малайзии и четвертый по размерам асеановский банк, «MayBank» действует во всех странах АСЕАН, кроме Таиланда. В будущем получение статуса квалифицированных банков позволит подобным крупным финансовым организациям, уже открывшим свои филиалы в других странах АСЕАН, снизить существующие издержки, а более мелким банкам, не имеющим возможности поддерживать иностранные филиалы, выйти на соседние рынки, действуя наравне с местными игроками.

Быстрыми темпами растет сегмент электронной торговли. В 2015 году ведущий в регионе АСЕАН онлайн-ритейлер «Lazada Group» по собственным оценкам достиг показателя в 1,3 млрд. долл. США по валовой выручке всех продавцов электронной площадки на шести рынках Юго-Восточной Азии. Вторая по занимаемой на региональном рынке доле компания электронной торговли, специализирующаяся на индустрии моды, «Zalora Group» ведет свою деятельность на 11 рынках – в Малайзии, Индонезии, Брунее, Сингапуре, Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, на Филиппинах, Тайвани, в Австралии и Новой Зеландии, а ее выручка в 2015 году составила 234 млн. долл. США.

Заключение

Экономическая интеграция на пространстве АСЕАН демонстрирует осознанный выбор странами-участницами стратегии на глубокую вовлеченность в мировые экономические связи. Создание единого рынка товаров и услуг, помимо активизации и наращивания региональной торговли, имеет своей целью повышение конкурентоспособности региона путем привлечения международного капитала и формирования благоприятных условий для появления местных игроков мирового уровня.

Учитывая существующие различия между странами АСЕАН по экономическому развитию и всему набору их социо-политических особенностей, темпы продвижения к единому экономическому пространству невелики и достижения сильно разнятся в зависимости от участника. Тем не менее, о положительной динамике свидетельствует несколько фактов. Во-первых, это достаточно весомые результаты по одному из направлений экономической интеграции – снижению импортных пошлин. Во-вторых, начало реализации скоординированных мероприятий по повышению логистической, инфраструктурной и информационной взаимосвязанности региона. В-третьих, появление в течение последних 10-15 лет в пятерке наиболее развитых асеановских стран крупного бизнеса, сумевшего выйти не только на рынки соседних государств АСЕАН, но и успешно работающего по всему миру. В-четвертых, одним из показателей роста привлекательности региона в мире служит увеличение присутствия транснациональных компаний и рост их заинтересованности в использовании возможностей для бизнеса, которые предоставляют как промышленно развитые Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, так и развивающиеся Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. Достигнутая к настоящему моменту степень региональной интеграции уже позволяет многим компаниям выстраивать новые региональные производственные цепочки. Дальнейшее сближение регуляторной политики и технических процедур в производстве, торговле и инвестициях создаст возможности для дополнительного снижения издержек и использования конкурентных преимуществ каждой из стран.

В качестве приоритета развития страны АСЕАН ставят экономический рост, что отражается и в логике развития АСЕАН как интеграционного объединения. Правительства стран понимают, что обеспечение устойчивого экономического роста в условиях современной мировой экономики невозможно без постепенного отказа от протекционистских мер, открытия домашнего рынка и поиска способов для повышения своей конкурентоспособности. Углубляя интеграцию между собой, страны АСЕАН тем самым стремятся повысить свою привлекательность как единого региона, а за счет системы диалоговых партнерств и зон свободной торговли гарантируют вовлеченность в международные экономические связи, увеличивая свой вес в мировой экономике.

Таким образом, разнородность государств-членов АСЕАН не позволяет им быстро реализовать глубокую интеграцию на пространстве ЮВА, в связи с чем АСЕАН делает постепенные шаги в сторону создания единого рынка в отдельных секторах и направлениях. Вместе с тем, конкуренция в регионе заставляет их консолидироваться, в том числе на фоне заключения отдельными государствами-членами и АСЕАН в целом соглашений о свободной торговле с внешними игроками, в первую очередь Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства.