26.05.2016
Автор
Деловой совет по сотрудничеству с Индонезией

Российский бизнес в странах АСЕАН: Индонезия

В 2015 году российско-индонезийский товарооборот составил 1,96 млрд. долларов США, при этом экспорт России в Индонезию достиг уровня 439,6 млн. долларов США, а импорт из Индонезии – 1,52 млрд. долларов США. Объем торговли можно оценить как средний в сравнении с аналогичными показателями по другим странам АСЕАН – товарооборот России с Вьетнамом в 2015 г. достиг 3,89 млрд. долларов США, с Сингапуром – 3 млрд., Таиландом – 2 млрд., Малайзией – 1,95 млрд., Филиппинами – 587 млн. долларов США.

По итогам 2014 года Индонезия занимает 42-е место в списке торговых партнеров России. В структуре российского экспорта в Индонезию преобладают минеральное сырье, продукция химической промышленности, металлы, продовольственные товары, в том числе зерновые, оборудование, транспортные средства. В свою очередь Россия импортирует из Индонезии сельскохозяйственную продукцию (чай, кофе, какао, натуральный каучук, пальмовое масло), текстиль, обувь, целлюлозную продукцию и газетную бумагу, тропические сорта древесины.

Цель по увеличению российско-индонезийского двустороннего товарооборота до уровня 5 млрд. долларов США до настоящего момента не была достигнута – объем двусторонней торговли, демонстрировавший устойчивый рост в период с 2010 по 2013 г. и увеличившийся в указанный период с 1,91 млрд. до 2,95 млрд. долларов США, в дальнейшем показал нисходящий тренд. Этому способствовали общая нестабильность мировой экономики и финансов, падение цен на энергоносители, резкое снижение курсов национальных валют по отношению к доллару, ослабление деловой активности в обеих странах.

Вместе с тем перспектива значительно увеличить товарооборот в ближайшие годы представляется реальной за счет запуска и реализации крупных совместных инвестпроектов – в Дорожной карте по мониторингу реализации перспективных проектов российско-индонезийского сотрудничества, готовящейся к подписанию в мае 2016 г., более 25 позиций.

Что происходит на политическом уровне?

10 ноября 2014 г. состоялась встреча Президента России Владимира Путина и Президента Индонезии Джоко Видодо на полях Саммита АТЭС в Пекине. В рамках встречи обсуждалось дальнейшее укрепление политического и экономического взаимодействия между двумя странами, включая российские инвестиции в строительство транспортной инфраструктуры, сооружение дамб, развитие энергетического сектора.

Активную работу по продвижению интересов российского бизнеса в Индонезии проводит Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, сопредседатель Российско-Индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Глава Минпромторга неоднократно посещал Индонезию, в том числе в качестве специального посланника Президента России присутствовал на инаугурации Президента Индонезии в Джакарте 20 октября 2014 г.

9 апреля 2015 г. в Казани состоялись 10-е заседание Совместной комиссии и российско-индонезийский бизнес-форум, в работе которого приняли участие более 250 представителей официальных делегаций и бизнес-сообществ России и Индонезии. Очередной двусторонний деловой форум, приуроченный к заседанию Рабочей группы по торговле, промышленности и инвестициям, прошел в Джакарте 2 декабря 2015 г. Организатором форумов и бизнес-миссий в Индонезию традиционно выступает Деловой совет Россия-Индонезия. В рамках мероприятий Делового совета представители предпринимательских кругов двух стран не только получают возможность презентовать актуальные проекты сотрудничества в различных отраслях, но и провести полноценные переговоры с потенциальными партнерами и представителями профильных государственных органов.

Важным шагом на пути укрепления российско-индонезийского диалога стало недавнее назначение Министра морских дел и рыболовства Республики Индонезии Суси Пуджиастути в качестве специального представителя Правительства Индонезии по связям с Россией и США. В ведении министра Пуджиастути находятся в первую очередь вопросы инвестиционного сотрудничества и содействия российским компаниям в успешной реализации проектов на территории Индонезии.

Каковы ключевые проекты российско-индонезийского сотрудничества?

Основные проекты двустороннего сотрудничества относятся к таким направлениям, как развитие транспортной и энергетической инфраструктуры; взаимодействие в авиационной, космической, морской отраслях, включая использование космического пространства в мирных целях, поставки авиационной техники, судостроение, развитие спутниковых систем навигации и дистанционного зондирования Земли; добыча и переработка природных ресурсов; создание совместных производственных мощностей; технологические решения в области медицины, радиоэлектроники; высокотехнологичные отрасли; банковская и финансовая кооперация. Значительное внимание уделяется укреплению туристических и культурных связей.

А) Создание транспортной инфраструктуры

Одним из крупнейших стратегических российских проектов в Индонезии является строительство железной дороги и сопутствующей инфраструктуры на острове Калимантан ОАО «РЖД» (компания-оператор проекта – PT Kereta Api Borneo). 19 ноября 2015 г. в провинции Восточный Калимантан в присутствии Президента Индонезии Джоко Видодо состоялась официальная церемония запуска проекта. Помимо железной дороги общей протяженностью 245 км, планируется также строительство угольного терминала в районе г.Баликпапан, тепловой угольной электростанции, морского угольного терминала и промышленного парка. Общий объем инвестиций по проекту превышает 2 млрд. долларов США. Реализация проекта запланирована на период 5 лет с момента запуска.

Развитие и модернизация инфраструктуры является одним из приоритетных направлений политики Президента Индонезии Джоко Видодо. На 2015-2019 гг. в Индонезии запланировано строительство 15 аэропортов, 24 портов, 2 650 км автомобильных дорог, железных дорог общей протяженностью 3 258 км на Яве, Суматре, Сулавеси и Калимантане, развитие морского и городского пассажирского транспорта.

Б) Энергетика, металлургия, машиностроение

В соответствии со среднесрочным планом национального развития Индонезии на 2015-2019 гг., увеличение объемов вырабатываемой электроэнергии на 35 тыс. МВт к 2019 г. (в среднем 7 тыс. МВт в год) определено в качестве одного из приоритетов Правительства Индонезии и ключевого фактора устойчивого экономического роста. При этом участие частного сектора в энергетической отрасли Индонезии планируется увеличить до 32% в 2019 г. и в дальнейшем до 41% к 2024 г.

На 2015-2019 гг. в рамках обеспечения дополнительных 35 тыс. МВт запланировано строительство электростанций общей мощностью 15,5 тыс. МВт государственной энергетической компанией PLN, при этом 18,5 тыс. МВт будет обеспечено частными производителями электроэнергии.

Российские компании настроены принять активное участие в реализации индонезийской энергетической программы, в первую очередь за счет проектов в сфере атомной энергетики. В апреле 2015 года российско-индонезийский консорциум, в состав которого вошла ГК «Росатом», выиграл тендер по первой фазе сооружения экспериментального атомного реактора мощностью 10 МВт в г. Серпонг (о. Ява). Также в сентябре 2015 г. компанией «Русатом Оверсиз» был подписан меморандум по проектам строительства АЭС большой мощности и плавучих АЭС с Национальным агентством по атомной энергии Индонезии.

Помимо «Росатома», интерес к реализации энергетических проектов в Индонезии проявляют и другие российские предприятия. Электроэнергетическая компания ООО «ИНТЕР РАО – Экспорт» заинтересована в развитии сотрудничества с Индонезией в рамках участия в проектах строительства и модернизации объектов электроэнергетики, а также в проектах поставок в Индонезию продукции в области энергосбережения и энергоэффективности. ПАО «РусГидро» проводит анализ возможностей развития объектов электрогенерации (ГЭС, ТЭС и ВИЭ) в Индонезии. ОАО «ОДК-Газовые турбины» совместно с индонезийской компанией-партнером разрабатывают проект создания сборочного производства энергетических и газоперекачивающих агрегатов в Индонезии.

С января 2014 года в Индонезии вступил в силу запрет на экспорт необработанных минеральных руд, обусловивший значительное увеличение числа проектов строительства перерабатывающих мощностей горнодобывающей промышленности внутри страны. ОК «Русал» прорабатывает возможность строительства в индонезийской провинции Западный Калимантан боксито-глиноземного комплекса проектной мощностью 1,8 млн.т. сырья в год, а также модернизации алюминиевого завода на Суматре. Компанией «Ви Холдинг» планируется создание горно-металлургического производства на о. Сулавеси по добыче и переработке никеля в ферроникель.

В июне 2015 года на полях Петербургского международного экономического форума «Роснефть» и индонезийская компания PT Pertamina подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в торговле сырой нефтью и нефтепродуктами. Заинтересованность в реализации совместных проектов геологоразведки и нефтегазодобычи в России и Индонезии выразило АО «Зарубежнефть». Большое внимание уделяется перспективам совместной с индонезийской стороной добычи и переработки нефти и газа, строительства нефтеперерабатывающих мощностей.

В 2013 году достигнуто соглашение по поставкам техники и запасных частей КАМАЗ российского производства в Индонезию, а также создании в стране сборочного производства и сервисной сети. Завершение осуществляемой в данный момент сертификации российских автомобилей позволит начать их использование для нужд горнодобывающих компаний в Индонезии.

Российская Группа «ГАЗ» разрабатывает проект поставок и локальной сборки в Индонезии городских автобусов на газовом топливе. Доработка автобуса ЛИАЗ-6212 в соответствии с требованиями индонезийского автомобильного рынка даст возможность эффективно пополнить парки городского пассажирского транспорта в Индонезии.

В) Гражданская авиация

В 2013 году в рамках ранее достигнутого соглашения между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ЗАО «ГСС») и индонезийской компанией PT Sky Aviation в Индонезию было поставлено три самолета «Сухой Суперджет 100». Однако в связи с ухудшившимся финансовым состоянием PT Sky Aviation начиная с марта 2014 г. эксплуатация указанных самолетов была приостановлена на неопределенный срок. Российская сторона проводит активную работу по поиску надежных партнеров в Индонезии, которые смогут в дальнейшем осуществлять эффективную эксплуатацию самолетов SSJ-100. Наиболее перспективным представляется партнерство с национальной авиакомпанией Garuda Indonesia и индонезийским производителем самолетов PT Dirgantara Indonesia, – помимо поставок воздушных судов, планируется также проведение переговоров касательно возможности совместного создания центров технического обслуживания и ремонта.

SSJ-100 – не единственный самолет российского производства, имеющий перспективы выхода на индонезийский рынок. Прорабатывается также возможность поставок в Индонезию ближне-среднемагистрального самолета МС-21 и универсального двухмоторного самолёта для местных воздушных линий Л-410. Особое место в ряду российской авиационной техники, в которой заинтересованы индонезийские партнеры, занимает самолет-амфибия Бе-200. Практически ежегодно в сухой сезон Индонезия страдает от лесных и торфяных пожаров. Самолеты Бе-200 неоднократно направлялись МЧС России по просьбе индонезийской стороны для работы в районах с наиболее сложной пожарной обстановкой. По итогам их успешной работы Правительством Индонезии было принято решение выделить средства на приобретение четырех российских самолетов-амфибий Бе-200 для борьбы с пожарами.

Г) Высокие технологии

Российские компании предлагают и решения в сфере радиоэлектронной промышленности и высоких технологий – в частности, индонезийской стороной рассматривается предложение ОАО «РТИ» и ОАО «НПК «НИИДАР» по созданию системы мониторинга 200-мильной экономической зоны Индонезии на базе загоризонтных радиолокационных станций поверхностной волны «Лагуна». Большой интерес индонезийской стороны наблюдается в области защиты информации и биометрии.

Д) Химическая и фармацевтическая промышленность

Группа компаний «Спецоснастка М» оценивает перспективы внедрения инновационных технологий и применения новейших биоорганических препаратов в плантационном хозяйстве Индонезии на основных сельскохозяйственных культурах. Заинтересованность в выходе на рынок Индонезии демонстрируют фармацевтические компании – российское предприятие ООО «НТфарма» представило проект создания в Индонезии совместного предприятия по производству вакцин нового поколения, в том числе вакцины против лихорадки Денге, и других терапевтических препаратов. Проект вызвал интерес со стороны крупной индонезийской фармацевтической компании PT Bio Farma.

В чем проблемы российских инвестиций в Индонезию?

В Индонезии создан и много лет ведет эффективную деятельность Координационный комитет по инвестициям (BKPM), основной задачей которого является координация работы отдельных министерств и ведомств по привлечению иностранных капиталовложений, снятие административных барьеров, предоставление иностранным инвесторам информации о государственном регулировании и потенциальных объектах для вложений.

Тем не менее, ряд российских компаний сталкивается с недостатком и фрагментированностью информации по возможностям, имеющимся у российских инвесторов в стране. Нередко выявляемые противоречия в госрегулировании не удается снять долгое время, несмотря на внимание к ним индонезийского административного и государственного аппарата. Зачастую трудности выхода на индонезийский рынок связаны с несоответствием двусторонней нормативно-правовой базы и отсутствием единой схемы взаимоприемлемых стандартов двух стран в некоторых областях сотрудничества, а также ограничениями местного законодательства, запрещающего, в частности, представительствам иностранных компаний заниматься коммерческой деятельностью на территории Индонезии.

Недостатком информации о реальных возможностях для потенциальных инвесторов в некоторый степени обусловлен относительно небольшой объем инвестиций из России – в январе-марте 2015 г. объем прямых российских инвестиций в экономику Индонезии составил 4 млн. долларов США. По данным BKPM, в 2014 г. Россия заняла 36-е место в списке стран-инвесторов в Индонезии.

В конце 2015 года ВКРМ, по сути представляющим собой службу одного окна для инвесторов, была анонсирована возможность оформления необходимых документов для осуществления инвестиционной деятельности иностранными компаниями в Индонезии в течение одного дня. Однако практический опыт показывает, что урегулировать административные вопросы в заявленный срок во многих случаях не удается, и открытие инвестиционного предприятия в Индонезии по-прежнему занимает от нескольких недель до месяцев.

Каковы особенности банковского и финансового сотрудничества?

Индонезия располагает разветвленной и довольно стабильной финансовой системой. Банки страны имеют несколько банков-корреспондентов в РФ. Между ними установлены взаимные лимиты по ряду финансовых инструментов. Активно сотрудничают, в частности, Банк ВТБ и Bank Mandiri, АО «Газпромбанк» и Indonesia Eximbank.

Индонезийские партнеры российских компаний по ряду крупных проектов предъявляют требования их финансирования со стороны России, что, в целом, соответствует мировой практике. Экспортное кредитование и страхование, судя по всему, будут становиться все более актуальными для поддержки продвижения российской высокотехнологичной продукции в Индонезию. В 2016 году Индонезия вошла в список приоритетных стран для развития российского экспорта, определенных Российским экспортным центром.

На протяжении нескольких лет на площадках двустороннего сотрудничества неоднократно обсуждалась возможность перехода на расчеты в национальных валютах. Однако до настоящего момента преградой на пути реализации этого намерения является недостаточно высокий товарооборот. Взаимное накопление национальных валют для последующих расчетов при закупках товаров станет актуальным в условиях увеличения объемов торговли и встречных поставок. Запуск таких инструментов требует определенной подготовительной работы как на политическом уровне через механизмы сотрудничества в рамках двустороннего и многостороннего форматов, так и на техническом уровне через взаимодействие банковских институтов.

Как развиваются отношения в туристическом секторе?

В 2014 г. Индонезию посетили 88 тысяч российский туристов, в январе-октябре 2015 г. – 51 тысяча. По объему турпотока из России Индонезия пока уступает таким соседним государствам, как Таиланд и Вьетнам – по данным Ростуризма, за 9 месяцев 2015 г. на отдых в эти страны прибыло 313 тысяч и 170 тысяч россиян соответственно. Отсутствие прямого авиасообщения между Россией и Индонезией нередко становится фактором, на основании которого российские туристы делают выбор в пользу других стран ЮВА.

Помимо этого, указанные страны проводят более агрессивную кампанию по популяризации своих туристических направлений. Важным шагом в укреплении двусторонних туристических связей стало введение Индонезией в июне 2015 г. безвизового режима для россиян. Помимо увеличения объемов турпотока, Индонезия также заинтересована в привлечении российских инвестиций в строительство курортов и развитие объектов туристической инфраструктуры.

Каковы перспективы сотрудничества, в том числе в рамках региональной экономической интеграции?

С 31 декабря 2015 г. вступило в силу соглашение о создании Единого экономического пространства АСЕАН. Индонезия, имеющая все шансы стать флагманом усиления АСЕАН , становится для российских компаний не только привлекательным партнером для торгового и инвестиционного взаимодействия, но и выходом на объединенный рынок с 620 млн. потребителей и совокупным ВВП, превышающим 2 трлн. долларов США.

В октябре 2015 г. Президент Индонезии Джоко Видодо заявил о намерении страны присоединиться к Транс-Тихоокеанскому партнерству. Данное решение получило неоднозначную оценку среди экспертов в области экономики. Если на пространстве АСЕАН Индонезия лидирует по многим показателям, то вхождение в зону свободной торговли с США и другими крупными игроками-членами ТТП может привести к непредсказуемым последствиям для индонезийской экономики. В частности, опасение у индонезийцев вызывает перспектива резкого увеличения доли импортной продукции и конкурентоспособность местных производителей. Помимо этого, Индонезии придется провести ряд реформ для соблюдения стандартов защиты окружающей среды, норм охраны труда и других пунктов, обязательных для стран-членов ТТП.

В настоящий момент страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассматривают возможность создания зоны свободной торговли с Индонезией. Данный процесс может в будущем стать важной движущей силой на пути к реализации потенциала экономической кооперации России и Индонезии.

19-20 мая 2016 г. в Сочи пройдет юбилейный Саммит Россия-АСЕАН. Уже объявлено, что в мероприятии примет участие Президент Индонезии Джоко Видодо. Участие Индонезии на высшем уровне в программе Саммита и двусторонних встречах с представителями России, несомненно, станет новой важной вехой в развитии российско-индонезийских отношений и позволит обозначить приоритетные направления сотрудничества на ближайшие годы.