23.06.2016
Автор
Рабочая группа по продвижению экономических интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции

Реструктуризация государственных предприятий Вьетнама

Экономический ландшафт Вьетнама, как и многих стран региона Большой Восточной Азии, характеризуется наличием значительного числа государственных предприятий. Следуя успешному опыту Японии и Южной Кореи, руководство Вьетнама пыталось создать крупные национальные корпорации, которые должны были обеспечить индустриализацию стран и в перспективе составить конкуренцию мировым ТНК. Вместе с тем, при такой системе государство сохраняло за собой рычаги экономического влияния.

Однако 20 лет денежных вливаний в госсектор, неоднократное изменение его структуры и бизнес-стратегий принесли весьма скудные плоды. К началу второго десятилетия XXI века совокупные активы государственных предприятий равнялись 60% валового внутреннего продукта, в то время как доходы от них составляли лишь 30% ВВП. Несмотря на свои масштабы, госсектор обеспечивает занятость только для 10% населения. Огромные долги и неэффективность госпредприятий вынуждали руководство страны искать различные пути реформирования госсектора.

Первые попытки изменения структуры собственности госпредприятий (при обсуждении этих вопросов во Вьетнаме практически не используется термин «приватизация») были предприняты около 30 лет назад. Полномасштабная политика по дивестированию государственного капитала началась с 2011 года, когда было принято Постановление Правительства о превращении предприятий со 100% государственным капиталом в акционерные компании. Документ регламентирует порядок проведения акционирования, оценки стоимости предприятия и передачи прав и обязанностей.

В среднем раз в два года премьер-министр Вьетнама утверждает отраслевой список предприятий, в которых государство планирует сохранить за собой от 100 до 50% уставного капитала. Доли государства, превышающие установленные значения, или не попавшие в перечень компании подлежат передаче в частную собственность.

Законом установлено несколько вариантов реструктуризации госпредприятий - путем акционирования и продажи акций стратегическому инвестору или их размещение на фондовом рынке; выкуп государственной доли частным инвестором; передача предприятия в собственность работников. Принцип изменения собственности на госпредприятиях определяется в генеральных планах по управлению предприятиями со 100% государственным капиталом, утверждаемых премьер-министром для отдельных корпораций, а также региональных и центральных органов власти, в управлении которых находятся госпредприятия.

Продажа государственной доли осуществляется на аукционе или в результате прямых переговоров со стратегическим инвестором. В случае акционирования для каждого предприятия разрабатывается отдельный проект, в котором утверждается стоимость предприятия, размер уставного капитала, доля государства, а также устанавливается цена и количество акций, продаваемых различным видам инвесторов. К покупке акций привлекаются как вьетнамские, так и иностранные инвесторы. Доля последних определяется в зависимости от наличия или отсутствия законодательных ограничений на иностранное участие в той или иной отрасли.

Часть акций на льготных условиях предоставляется профсоюзу предприятия (не более 3% акций), особо ценным работникам и сотрудникам с большим трудовым стажем на предприятии (не более 7000 акций). Остальные проходят первичное размещение на бирже. Номинальная цена акции составляет около 45 центов.

В случае если государственный капитал в предприятии превышает 23 млн. долл. США, а его деятельность относится к сфере страхования, банковской деятельности, почтовых и коммуникационных услуг, авиаперевозкам и транспорту, добыче угля, нефти, газа и разработке иных редких месторождений, обязательным является наличие стратегического инвестора. В остальных случаях решение о поиске стратегического инвестора может приниматься формируемым на предприятии исполнительным комитетом по акционированию. Стратегический инвестор берет на себя обязательства по управлению компанией, развитию ее финансового и кадрового потенциала, обеспечению сырьем и внедрению новых технологий. Стратегический инвестор не вправе передавать свою долю акций в течение как минимум пяти лет с момента регистрации предприятия в качестве акционерной компании.

Цена покупки акций стратегическим инвестором определяется в ходе прямых переговоров, однако она не должна быть ниже цены открытия торгов на бирже или, в случае их завершения к моменту переговоров, самой низкой цены, предложенной победителем аукциона.

Акционируемая компания наследует у государственного предприятия имущество и права на использование земли, а также освобождается от уплаты реестровых пошлин и сборов за регистрацию предприятия.

Результаты и перспективы

К 2010 году во Вьетнаме насчитывалось около 1350 предприятий со 100% государственным капиталом. За последние 5 лет (2011-2015) было акционировано 478 предприятий (93% от плана), две трети от этого количества были акционированы за 2014-2015 гг. До 2020 года предполагается вдвое сократить оставшееся число госпредприятий.

Несмотря на увеличение темпов реструктуризации, качественно результаты не слишком впечатляют. Большинство акционируемых компаний составляют малый и микробизнес. Из 222 реструктурированных в 2015 году компаний лишь 32 относятся к разряду крупных (с капиталом более 8,9 млн. долл. США). Только в семи из них продаваемая доля государственного капитала составляла более 40%. В подавляющем большинстве случаев продажа была реализована путем прямой сделки с крупным инвестором, а не через открытые торги. Первичное размещение за 2015 год провели 128 предприятий. Однако из более миллиона акций приобретено было лишь 36% на сумму 316 млн. долл. США (60% от предварительной оценки).

В первые четыре месяца 2016 года наблюдается положительная динамика. Были акционированы 34 госпредприятия. Общая стоимость госкапитала на них оценивалась в 30 млн. долл. США, а выручка от продажи составила в 3,5 раза больше – 103 млн. долл. Хорошие показатели в данном случае можно объяснить за счет привлекательности акционированных компаний, обладающих правами на использование важных земельных участков (туристические, природные заповедники и залежи природных ресурсов).

В целом, с 2012 по 2015 годы удалось высвободить государственные средства на сумму около 757 млн. долл. США (из них 454 млн. долл. за 2015 год). На фоне имеющихся проблем можно найти и примеры удачного акционирования крупных компаний. Так, в 2009 году первичное размещение провел один из крупнейших вьетнамских банков – «Vietcombank», получив 652 млн. долл. Стратегическим инвестором банка с 15% долей стала японская финансовая компания «Mizuho Corporate Bank Ltd» (77,1% акций осталось за Государственным Банком Вьетнама). В результате постепенного акционирования компании «Vinamilk» и привлечения иностранных инвесторов (10% акций принадлежит сингапурской компании F&N Dairy Investment), за последующие 10 лет предприятие выросло в одну из крупнейших национальных компаний стоимостью в 7,85 млрд. долл. США и видного регионального игрока.

Крупной сделкой с иностранным инвестором стала продажа 8,7% акций национального авиаперевозчика «Vietnam Airlines» японской авиакомпании «All Nippon Airways». В планы авиакомпании входит снижение доли государственного капитала до 60%, однако конкретные сроки не называются.

Представителем государства и распорядителем его капитала в значительном числе предприятий выступает Корпорация государственных капиталовложений (State Capital Investment Corporation – SCIC). По данным прошлого года совокупный капитал SCIC составил 3,5 млрд. долл. США. В 2015 году Корпорация полностью продала доли государства в 109 предприятиях, дивестировав более 64 млн. долл. и выручив от продажи 183,5 млн. долл. (40% от общей суммы дивестиции госкапитала за год).

На начало 2016 года в портфеле SCIC находилось 197 компаний с совокупным уставным капиталом в размере 3,9 млрд. долл. США, из них планируется провести дивестицию в 139 предприятиях (с общей суммой государственного капитала – 290 млн. долл.).

Продажи части акций, принадлежащих государству, ожидают такие предприятия с хорошими финансовыми показателями как телекоммуникационная корпорация «FPT» (рыночная капитализация - 858 млн. долл. США), компании по производству продукции из пластика «Binh Minh» (284 млн. долл.) и «Tien Phong» (200 млн. долл.), страховая компания «Bao Minh» (93,7 млн. долл.), компания по перестрахованию «Vinare» (108 млн. долл.), компания по производству оборудования для добычи полезных ископаемых «Ha Giang» (21 млн. долл.), компания по импорту и экспорту пищевой продукции «Sa Giang» (14 млн. долл.). На данный момент премьер-министром рассматривается предложение SCIC о продаже госпакета в 2016 году корпорации «FPT» и компании «Sa Giang», о планах относительно других предприятий официальных заявлений пока нет. Руководство «Vinamilk» также сообщило о намерении отказаться от 49% ограничения иностранного участия в уставном капитале компании. Предложение находится на стадии обсуждения с акционерами.

В 2015 году завершился пятилетний план по реструктуризации государственных предприятий, представлявший собой один из основных пунктов политической программы бывшего Премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга. В настоящее время на стадии разработки находится новая редакция постановления Правительства об акционировании госпредприятий, перечень отраслей и компаний с сохранением доли государственного капитала, а также список госпредприятий, подлежащих реструктуризации в 2016-2017 годах.

Пересмотр основных нормативных актов в сфере реформирования госпредприятий совпал по времени с выборами на высшие должности в правительстве и партии. Это означает, что содержание документов будет отражать позицию нового руководства по отношению к политике изменения структуры собственности в экономике и определит ее масштабы на следующие годы.

Пока что трудно предсказать дальнейшее развитие событий. Скорее всего, внутри правительства и партии по-прежнему идет выработка согласованной позиции. Руководство страны не дает четких комментариев по этой теме, а текущие события могут свидетельствовать о разнонаправленных тенденциях. Так, во время встречи вице-премьера Вьетнама Выонг Динь Хюэ с Японским агентством по международному сотрудничеству (JICA) было объявлено, что организация будет оказывать поддержку Вьетнаму в выработке политики реформирования госсектора, особенно в вопросах реструктуризации банков и кредитных учреждений – сфере, которая всегда оставалась достаточно закрытой от внешнего влияния и кардинальных перемен. Наряду с этим недавно в экспертных кругах стала обсуждаться возможность создания специального комитета, который выступит в качестве представителя государственного капитала во всех предприятиях с государственным участием. Инициатива призвана решить две основные задачи – устранить конфликт интересов путем вывода госпредприятий из-под контроля центральных и региональных органов власти, а также возложить ответственность за результаты деятельности госкомпаний на одну конкретную организацию. В то же время процесс создания подобного комитета и передачи ему прав собственности займет несколько лет и потребует больших ресурсов. Следовательно, решение о его учреждении может быть принято только если в планы правительства входит сохранение значительного присутствия госкапитала в экономике страны в противовес стратегии активной передачи госсобственности в частные руки.

О более конкретных перспективах можно будет говорить ближе к концу текущего года. В любом случае, полный отказ от проводившейся политики маловероятен, хотя бы в силу необходимости снять с государства бремя долгов страдающих неэффективностью госпредприятий, а также в свете обязательств Вьетнама по ограничению привилегий госсектора в рамках Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и иных международных договоров.